[personal profile] muwlgr
(перевод http://www.theregister.co.uk/2014/10/05/crawling_from_the_wreckage_essay_the_death_of_the_consumer/)
(принимаются ваши замечания и дополнения)

Умри сейчас -- заплати позже
Потребитель был всегда прав.

Выползая из обломков -- Джон Уоткинсон в своей последней статье для El Reg утверждает, что потребительство, в его сегодняшнем применении, приносит больше вреда, чем пользы - и для качества нашей жизни, и для окружающей среды. Мы едем на неуправляемом поезде, идущем в никуда, и нам нужно с него спрыгнуть.

Экономический кризис показал всё, что мы неправильно делаем. Многие люди чувствуют не только угнетение, но и неспособность что-либо изменить. Но мы не должны считать себя беспомощными: в наше время каждый отдельный человек имеет намного больше силы для управления своей судьбой, чем когда-либо раньше, и просто должен начать её использовать. Также, похоже, очевидно, что те, кто управляет нашими делами, не собираются менять своё поведение. Они хотят вернуться к привычным занятиям как можно скорее - и вернутся к ним, как только им это позволят.

Привычные действия - это единственный способ существования жёстких организаций. Работникам показывают, что нужно делать, но не рассказывают, почему им нужно делать это. Им платят не за то, что они делают важные суждения - на самом деле, им это просто запрещено. Когда обстоятельства меняются, кто-либо, имеющий хоть небольшую сообразительность, может это заметить и, вероятно, начать действовать по-другому -- в то время как все остальные продолжат заниматься тем, к чему привыкли.

Мелкий персонал делает так, чтобы сохранить свою работу. Но что же касается их начальников, их руководителей ? Они часто придерживаются догмы. Часто природа их догмы настолько неотделима от их сущности, что они боятся, что если начнут делать что-то другое, то перестанут понимать, кто же они вообще такие. По этим признакам вы можете определить политика или церковного лидера.

И всё же догма - это всего лишь набор чётких предположений, не имеющих рационального обоснования. Фактически, чем менее рациональна догма, тем сильнее хватаются за неё её последователи и тем больше они боятся думающих иначе. Кругозор и мышление соревнуются, кто из них может стать у́же. Традиция, догма и страх создают довольно шаткую основу для решения проблем, и вокруг нас есть множество свидетельств об этом. Множество проблем можно решить намного быстрее, если использовать логику.

Другая сложность - это наша склонность объявлять кого-либо ответственным за отдельный контур обратной связи и оценивать их согласно его производительности. Проблема с такими контурами в том, что они измеряют только одну величину и игонрируют всё остальное. Из этого немедленно следует, что если кому-то нужно достичь определённого финансового показателя -- а не то!, -- тогда он будет применять любые средства его достижения, включая чрезмерный вылов рыбы, вырубку леса, дачу взяток и продажу монашек в рабство. Нельзя сказать, что банкиры неэтичны -- просто этика была исключена из системы, в которой они работают.

Традиция - это очень чёткая концепция. Она позволяет вам немедленно двигаться вперёд, не тратя время на понимание проблемы или на скучные вещи типа законов физики и оценки риска. Нужно только переопределить, что вы понимаете под "движением вперёд", и всё будет хорошо. Как сказано в забавном комментарии к моей предыдущей статье, Койот Вилли всегда быстро движется вперёд перед тем, как упасть с обрыва.

Я утверждал, что экономический "рост" - это не абсолютная потребность, а просто признак чрезмерного заимствования. Это заимствование приводит нас к двум большим проблемам. Во-первых, в короткой перспективе, управлять всей страной в стиле займа с отрицательным погашением - это чрезвычайно рискованное занятие, и действительно, прошло уже полтора года с тех пор, как кредитный рейтинг Соединённого Королевства был снижен, чтобы подчеркнуть этот риск. За это время национальный долг продолжал расти, как будто ничего не случилось. Во-вторых, в долгой перспективе неограниченный экономический рост невозможен, поскольку это нарушает законы термодинамики, и из-за этого Земля стала бы необитаемой намного быстрее, чем естественным путём. Я рассмотрю это подробнее в дальнейших статьях.

А сейчас - информация от нашего спонсора

Есть интересная и прекрасная симметрия в отношениях между национальным долгом и потребительством. Чтобы увидеть эту симметрию, полезно применить некоторые физические аналогии. Лодка остаётся на плаву за счёт плавучести, так же, как и дирижабль. При этом не затрачивается энергия, поскольку это статические условия. Водный лыжник держится над водой за счёт силы тяги, так же, как и самолёт в воздухе, при условии, что их скорость больше критического предела. В этих двух последних случаях требуется непрерывная затрата энергии.

Деньги - это как энергия. Если ваши деньги - это ваше реальное богатство, то вам не нужно тратить силы на их сохранение - у вас статическая ситуация. С другой стороны, если ваши деньги заёмные, вам нужно выплачивать по ним проценты - ваша позиция динамическая, вам нужно непрерывно прилагать силы, чтобы остаться на плаву. Таким полезным сравнением не сто́ит пренебрегать.

Когда заимствует правительство, ему нужно увеличить налоги - либо столкнуться с дефицитом бюджета. Возрастающие налоги приводят к снижению прибыли производителей, и им приходится увеличить обороты, чтобы восстановить прибыль. Возникает вопрос, как это сделать при фиксированной базе потребителей. Ответ в том, что покупку надо из события превратить в процесс, чтобы покупатель не просто однажды покупал предмет, который при должном внимании мог бы служить ему достаточно долго, а вместо этого становился потребителем, которому приходится покупать что-либо регулярно.

Нас принуждают быть потребителями множеством разных способов, но если понять принцип, всё становится очевидным. Изделия выпускаются необслуживаемыми, так что когда они портятся, оказывается, что они не подлежат ремонту. Либо же отказавшие части приходится заменять значительно более сложными. Многие планшетные компьютеры не предусматривают замены батарей. Когда батарея портится, вам нужно выбрасывать весь компьютер.

Вам ничего не пытаются продать всего один раз, если вместо этого с вами можно заключить долговременный договор на оказание услуг с помощью этого изделия. В дополнение к запланированному физическому старению, изделия также регулярно подвергают внезапным изменениям стиля, так что очевидно, чем старая версия отличается от новой. Становится чётко понятно, что только неудачники продолжают носиться со старьём.

При любой возможности, продукт должен зависеть от поставок расходных материалов для продолжения своей работы. Принтерам нужны картрижди, автомобилям и отопительным котлам нужно топливо, и т.п. Чем больше, тем веселее. Энергоэффективность не поощряется, а совсем наоборот - именно потому, что расходные материалы также облагаются налогом. Небольшой прогресс в направлении энергоэффективности идёт за пределами экономической системы.

Интересно - или скандально - смотря на чей взгляд, что производители стремятся к энергоэффективности на своих заводах, чтобы продукты можно было дешевле изготавливать и получать бо́льшую прибыль. Но при использовании продукты не должны эффективно использовать энергию - и обычно они действительно этого не делают.

Вы также можете легко распознать зловещую и болезненную хватку маркетинга. Сейчас совсем непросто выбрать, какая версия продукта вам подходит. Людям приходится покупать более дорогую модель продукта из-за какой-то нужной функции, намеренно исключённой из дешёвой модели. Это как игра в шахматы.

Язык тоже становится оруэлловским. Нам говорят, что мы сберегаем, когда тратим. Я никогда не мог этого понять. Сбережения достигаются при сокращении расходов. "Новое" становится синонимом "лучшего", хотя зачастую верно совсем обратное. "То, что хочет потребитель" означает: то, что мы хотим впихнуть ему в глотку, не спрашивая его. "Устройства, сберегающие ваши усилия" - также чудесный оскюморон, так как бедному покупателю нужно больше трудиться, чтобы его купить.

Миф о "досуге" был выдуман для того, чтобы потребители поменьше делали что-либо для себя самостоятельно, и чтобы можно было создать новый класс товаров, наполняющих смыслом безделье. Специальные пищевые полуфабрикаты, кторые вы можете разогреть за несколько секунд, чтобы это не мешало вам смотреть телевизор. Многие думают, что заставку-хранитель экрана изобрели в компьютерной отрасли. Но их на это натолкнуло телевидение. Это то, что передают по ТВ между выпусками рекламы.

Потребитель оказывается в проигрыше при любом варианте. С одной стороны, его совершенно не учат основам экономики в школе. А с другой стороны, на него обрушивается водопад эмоциональной пропаганды в СМИ. При этом спецификация продукта неважна - послание состоит в том, что люди, покупающие продукт, получают удовольствие. Но удовольствие могут получать и животные.

Когда государство хочет увеличить налоги для поправки своих дел, оно может поощрять потребительские кредиты. Так что вас не должно удивлять, что существовавшие ранее разумные ограничения на кредитование были ослаблены. Симметрия, которая заставляет отягощённое долгами государство создавать потребительство, не просто переводит статическую ситуацию в динамическую с обоих сторон. Из этого следует, что хорошему потребителю нужно брать много кредитов, от чего однозначно выигрывают банки.

Продолжайте смотреть нас. Мы вернёмся через минуту!

Так же, как тепловые моторы должны иметь нагреватель и холодильник, потребителям тоже требуется куда-то сбрасывать купленный товар. Промышленность берёт сырьё, добавляет к нему стоимость, изготовляя продукты, и эта добавленная стоимость облагается налогом. НДС работает так, что если компания А добавляет стоимость к сырью, изготовляя компоненты для продуктов компании Б, она должна брать с компании Б соответствующий НДС и передавать его правительству.

Но компания Б просто вычитает НДС из итоговой суммы, когда она продаёт продукт. Ни одна из компаний не платит НДС сама, они просто бесплатные сборщики налогов. Весь налог на добавленную стоимость платит только потребитель, чья роль в жизни - уничтожать стоимость Внезапно мы видим смысл схемы утилизации - и этот смысл сильно отличается от того, что нам говорят на словах.

При таком рассмотрении идеальный потребитель является некоторым сочетанием вандала и лоха. Давайте посмотрим на цифры. Допустим, вы платите 20% налога на зарплату, и вы заработали 100 фунтов. За вычетом 20% налога на зарплату и 12% национальной страховки первого класса у вас остаётся 68 фунтов. Затем, если вы купите что-то с НДС 20%, вы получите товар чистой стоимостью 57 фунтов (68 - 20%). Для того, кто платит 40% налогов с зарплаты, чистая стоимость покупок составит примерно 40 фунтов.

Если вы хотите получить ещё меньше, возьмите 68 фунтов в кредит, с годовой ставкой 30%, который вам нужно будет вернуть за год. Так вы заплатите 57 фунтов за товар, плюс 11 фунтов НДС, а также 20 фунтов процентов по кредиту - всего 88. С учётом налога на зарплату и страховки, вам придётся заработать примерно 130 фунтов.

Эти цифры приблизительны, так как точная оценка довольно сложна. Этот пример можно считать придуманным, но точность здесь не важна. Важна поразительная неэффективность затрат потребителя, берущего кредит, и платящего цену товара, НДС, проценты по кредиту, налог на доход и страховку. Кто придумал термин "человек разумный", тот сильно ошибся.

Даже если эта система не рухнула несколько лет назад, она по-прежнему остаётся идиотской. Лишь очень немногие люди заинтересованы в растрате энергии и ресурсов на непрерывное изготовление короткоживущих продуктов, которые скоро отправляются на свалку - в то время как можно использовать меньше ресурсов и дать каждому лучший стандарт жизни с меньшим энергопотреблением.

Что нам нужно сделать прежде всего - это прекратить изготовление неэффективных продуктов с коротким сроком службы. Изготовители не остановятся сами, и правительство их не заставит, но производство остановится через несколько недель, если люди прекратят покупать эти продукты.

Кроме того, что нам нужно бежать со всех ног, чтобы остаться на месте, и беспокоиться, долго ли мы ещё пробежим, сама идея, что чья-то цель в жизни - это разрушение, встаёт у меня поперёк горла. Ей не хватает достоинства. Как сказал Аксель Дженсен, "Акт созидания - самый важный в жизни, и когда всё уже сказано и сделано, это единственное, что придаёт существованию какой-то смысл".

То, что мы сейчас делаем - это сумасшествие. Мы не всегда этим занимались, и нам не нужно продолжать. Мы этого даже не можем. К несчастью, правда и в том, что наши так называемые лидеры не смогут решить эту проблему, так как их ошибки - это её часть. Так же мы не сможем найти технологическое решение, которое позволит сохранить текущую ситуацию.

Решение в том, чтобы потребители вернули себе своё достоинство, снова начали пользоваться своей креативностью и снова стали покупателями. Можно и нужно сбросить водные лыжи и довериться статической плавучести, не беспокоясь, когда в моторной лодке кончится бензин.

Польза от прекращения потребительства - это не просто возврат к природе и объятия с деревьями. Хотя это несомненно полезно для окружающей среды, главная выгода - экономическая. Прекратить потребительство в экономическом смысле - это как отключиться от коммунальных сетей. На самом деле это улучшает качество вашей жизни, снижает беспокойство и наполняет жизнь смыслом. Зачем оставаться пешкой, если можно ходить конём ? Подробнее об этом преображении расскажу позднее.

Date: 2014-12-31 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] w-h-i-r-l1.livejournal.com
Ты хорошо переводишь.
А умного коммента по сути у меня нету. Но я в целом согласна

Profile

Volodymyr Mutel

February 2026

S M T W T F S
1234567
89 1011121314
15161718192021
22232425262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 11th, 2026 08:42 am
Powered by Dreamwidth Studios